Как Луанда стала самым дорогим городом для экспатов
В мусеках обитает примерно три четверти столичных жителей, по данным МИД РФ, 70% ангольцев живут менее, чем на $2 в день. При этом Луанда несколько лет возглавляет рейтинги дороговизны жизни для иностранцев, оставляя позади Сингапур, Гонконг, Нью-Йорк, Токио, Лондон и Цюрих.
В начале 2000 годов в Анголе окончилась длившаяся 27 лет гражданская война, а мировые цены на нефть (экспорт которой — основа местной экономики) стремительно пошли вверх. Эти два события дали старт экономическому буму: несколько лет подряд экономика Анголы росла на десять процентов в год.
В страну хлынул поток иностранных работников, спрос на комфортные дома и квартиры в разы превышал предложение. Месячная аренда нормального (по меркам западного человека) жилья начиналась от $5 тысяч в старых домах и от $10 тысяч в новых. Хотя это не гарантировало отсутствие перебоев в подаче воды и света.
Дорого стоило всё: продукты питания, бытовые товары, техника, одежда. Сама Ангола не производила практически ничего. Цена в $30 за гамбургер в ресторанах быстрого обслуживания не вызывала удивления, $200 за довольно скромный ужин на двоих — тоже.
Обвал цен на нефть и его последствия
В 2014 году цена за баррель упала с $110 до $50, и иностранный бизнес сократил присутствие в Анголе. В стране начался дефицит валюты, на чёрном рынке резко вырос курс доллара и евро.
При официальном курсе в 166 ангольских кванз за один доллар на чёрном рынке вам предложат 395 кванз. Те, кто получает зарплаты в кванзах, изобретают способы избавиться от них — например, скупают разные товары от пива до мотоциклов и продают за валюту в соседнем Конго.
Для тех же, кому платят в долларах или евро, жизнь стала существенно дешевле. Построенные с прицелом на нефтяников новые кондоминиумы пустуют. Арендодатели делают скидки, цены упали в два-два с половиной раза. И всё равно многоквартирный дом на Талатоне (новый пригород Луанды с современным жильём и офисами), где я жила, был заселён примерно на треть.
Кто и где работает в Анголе
Большинство экспатов в Анголе работают в компаниях, связанных с добычей природных ресурсов (нефть, газ, алмазы), консалтинге, строительстве, гуманитарных организациях, некоторые делают собственный бизнес.
Китай — основной покупатель нефти и бизнес-партнёр Анголы, поэтому в стране очень много китайцев, а из европейцев больше всего португальцев. Но в целом здесь работают люди из самых разных стран, включая Россию и государства бывшего СССР.
Большинство организаций начинает работать в восемь утра и заканчивает в пять часов вечера. В шесть вечера на улице уже темно. Перерыв на обед — час. Официальный отпуск — 24 дня в году и около десяти праздничных дней.
Я работала в американском фонде PSI, который разрабатывает и внедряет программы по планированию семьи, борьбе с эпидемиями, профилактике инфекций, передаваемых половым путём.
У фонда есть как некоммерческие проекты (например, распространение москитных сеток и чистой воды), так и коммерческие (продажа контрацептивов). Я занималась аудитом маркетингового плана и разработкой контентной стратегии фонда в digital-среде.
Ангольцы
Местные жители в основном дружелюбны и вежливы. Здороваться принято даже с незнакомыми, а в офисе многие делают это по три раза: утром, днём и вечером.
Люди здесь не спешат ни на работе, ни в личной жизни, к этому надо быть готовым. К русским относятся хорошо. Многие ангольцы учились в СССР, в том числе бывший и нынешний президенты страны и другие люди из политического руководства.
Вещь, которая сразу бросается в глаза иностранцу: местные обожают модно одеваться, причем мужчины больше, чем женщины.
Страсть к одежде не зависит от уровня достатка: логотипы брендов нужно покрупнее, аксессуары — броские, костюм должен сидеть идеально, а ботинки или модные кроссовки нужно начистить до блеска.
Даже анголец из бедного квартала почти всегда будет выглядеть моднее, чем обеспеченный европеец. Тут есть даже специальный термин — banga, что примерно соответствует слову swag в английском.
Ангольцы обожают делать музыку и танцевать, здорово в этом преуспели. Любят хип-хоп (кстати, тут есть свой аналог Versus Battle) и локальные направления: семба, кизомба, кудуру. Все три слова обозначают и музыкальный стиль, и танец.
Кизомба — чувственный парный танец, исполняется на вечеринках и на улицах, например, на набережной Луанды Маржинал. Кудуру зародился на городских окраинах, его танцуют под афрохаус.
Вечерами в некоторых местах диджеи играют прямо на улицах, народ присоединяется и танцует под их сеты. Кизомбу и кудуру успешно экспортировали во многие страны, при желании в Луанде можно брать уроки у крутых танцоров.
В конце недели ангольцы любят ходить на пляж на косе Илья-де-Луанда, а ночью танцевать на вечеринках в клубах и барах на Илье. Некоторые увлекаются спортом, люди постарше часто довольно религиозны и по воскресеньям ходят в церковь.
Проблемы с безопасностью
За почти три десятилетия гражданской войны экономика Анголы пришла в упадок, была разрушена инфраструктура, у населения на руках до сих пор много оружия, уровень преступности высокий.
Глубокое социальное расслоение делает белого человека в глазах многих источником лёгких денег, с нападениями и ограблениями на улице или в трафике сталкивался почти каждый экспат, живущий в Луанде продолжительное время.
Некоторые западные компании запрещают сотрудникам садиться за руль и устанавливают комендантский час, нарушителей увольняют. От преступников страдают не только белые: мои коллеги ангольцы стали свидетелями ограбления в одной из частных клиник Луанды, где они оказались по работе.
Передвижение по городу
В центре Луанды есть несколько автобуcных маршрутов, но самый популярный общественный транспорт — маршрутки сandongueiros. Это почти всегда микроавтобусы Toyota или их китайские близнецы, выкрашенные в белый с голубым, их легко заметить в потоке.
Чтобы добраться из точки А в точку Б, часто нужно сделать несколько пересадок. Попасть вглубь некоторых районов удастся только на мото-такси.
Помимо ангольцев на остановках общественного транспорта можно встретить китайцев. Из западных экспатов так передвигаются единицы (лично я знаю только одну голландку).
В основном белые ездят на частном транспорте. Ещё недавно в Луанде были дикие пробки: чтобы добраться на работу в центр из пригорода (15 км), нужно было стартовать в пять утра, а на преодоление одного километра в час пик запросто можно было потратить пару часов. В последнее время ситуация несколько улучшилась.
Чем заняться в свободное время
Луанда — большой город, где постоянно что-то происходит. Ночная жизнь, хорошие кафе и рестораны, концерты, выставки, кино — всё это тут есть. За пределами города много интересного, например, национальный парк Кисама, пустыня Намиб, водопад Каландулу.
В Анголе тысячи километров крутых пляжей, для купания лучше выбираться за город, где более чистая вода, можно найти места с подходящими условиями для сёрфинга и кайта. В экспатском комьюнити есть клубы по интересам.
Например, раз в две недели тут проходят забеги Hash House Harriers. Там бег по городу совмещается с распитием пива, забег часто завершается вечеринкой у кого-нибудь дома.
Маршруты прокладывают заранее, каждый раз разные, в том числе через мусеки, куда белый человек случайно точно бы не зашёл пешком в одиночестве. То есть это ещё и возможность посмотреть, как живет настоящая Луанда.
Еда и шоппинг
С едой тут всё отлично: круглый год доступна свежая рыба и морепродукты из Атлантики, местные фрукты, овощи и кофе. В Анголе делают довольно хорошее пиво (самый популярный бренд — Cuca), здесь отличный выбор вина из Португалии и ЮАР.
В Луанде много кафе с местной кухней и ресторанов с португальской, бразильской, эфиопской, индийской и ближневосточной едой. Основа рациона простых ангольцев — кассава, она же маниока.
Это корнеплод, который идёт в пищу во множестве видов. Из муки кассавы варят фунж — массу, которая отдалённо напоминает очень плотную манную кашу без ярко выраженного вкуса, едят фунж с разными подливами.
Ещё одно традиционное блюдо — муфете, рыба на гриле с соусом из уксуса, лука и специй с белой фасолью в пальмовом масле с фарофой (крошка из маниоки), жареными бананами, бататом и все той же маниокой на гарнир.
Помимо рыбы в ангольской кухне много блюд с курицей, рисом и бобами. В Луанде работает несколько сетей супермаркетов: Candando, Kero, Shoprite. Некоторые предпочитают покупать продукты на оптовых складах, на них дешевле, чем в супермаркетах, но всё продаётся большими упаковками.
Лучшие фрукты и овощи можно найти на рынках, часто ими торгуют прямо из грузовиков, припарковавшихся вдоль дорог. Бытовую технику, электронику и одежду по-прежнему намного дешевле покупать не в Анголе.
Бюрократия, тропические болезни и плохая медицина
Могло сложиться впечатление, что жизнь в Анголе омрачается только проблемами с безопасностью, высокими ценами и отключением воды с электричеством, но, к сожалению, это не всё.
Вас также поджидают бюрократия и коррупция: многие на первый взгляд несложные вопросы могут решаться месяцами. Также надо быть готовым к тропическим болезням.
Без сертификата о прививке против жёлтой лихорадки в страну вообще не пустят, случаются сезонные вспышки кишечных инфекций, распространена малярия, водопроводную воду нельзя пить и даже использовать для чистки зубов.
При правильной гигиене и применении репеллентов в вечернее время большей части потенциальных проблем можно избежать. Медицинское обслуживание в Анголе стоит дорого, а уровень квалификации местного медперсонала низкий. Ангольцы, которые могут себе это позволить, уезжают лечиться в Бразилию, Португалию или Испанию.
Выводы
Стоит ли ехать в Анголу? Это точно не та страна, куда вы захотите перебраться из туристического интереса. Если вы не готовы отказаться от европейского уровня комфорта и безопасности — тоже не стоит.
Но если вы получили предложение от крупной компании, которая оплачивает жилье, предоставляет медицинскую страховку, транспорт и хорошие условия труда, вы знаете или готовы быстро выучить португальский, а зарплату будут платить не в кванзах — есть смысл подумать.
При многих минусах страна сейчас находится в интересном историческом моменте, тут можно получить весомый профессиональный опыт.
В августе на смену управлявшему Анголой в течение 38 лет Жозе Эдуарду Душ Сантушу пришёл новый лидер Жуан Лоренсу. Без военных переворотов и прочих типичных для Африки вещей.
В Анголе много ниш для развития разного бизнеса, а конкуренция ниже, чем в Европе, США и развитых странах Азии, но и риски, конечно, выше. Отдельный интерес представляет интернет-бизнес, который только начинает развиваться. В следующем материале я расскажу об ангольских стартапах, медиа и digital.
Начало
Когда мне исполнилось 12 лет, мама отдала меня на бальные танцы. Мы очень быстро поняли, что такое хобби по деньгам не потянем. Я перешла в танцевальную студию НЕО под руководством Дениса Васина, стала танцевать в стиле хип-хоп.
Я хотела связать с танцами всю свою жизнь. Мама поддерживала эту идею и помогала шить костюмы. Через некоторое время она тоже начала ходить на танцы и чуть позже стала тренером. Нужно было помогать ей вести тренировки в небольшой школе. Через пару лет у меня уже был свой танцевальный коллектив из 70 человек.
О работе в офисе
Однажды парень, который был у меня тогда, сказал, что никогда не женится на танцовщице. Это меня настолько расстроило, что я пошла искать работу в офисе. Увидела объявление о наборе кредитных специалистов в банк и решила сходить на собеседование.
Я пришла на интервью в кедах и свитере, даже не думала, что меня возьмут. Удивительно, но меня приняли на работу.
Я стала разбираться во всех банковских терминах и кредитных продуктах. Скажу честно, что работать там мне было скучно (но вернуться танцевать уже не могла по состоянию здоровья): я всегда нарушала дресс-код, опаздывала, но выполняла работу хорошо. Я думала, что если сотрудник выполняет план продаж, то какая разница, как он выглядит? Кстати, я до сих пор так считаю.
Бизнес с партнером не заладился, так как он решил поставить во главе компании свою жену, которая совершенно ничего не понимала в нашей сфере и только мешала развитию. Я ушла из проекта и решила открывать компанию сама.
Как я открывала свою компанию
Изначально вся компания состояла из двух человек — меня и помощника. Уже через месяц после открытия в 2012 году нас стало пять. Вскоре нам удалось заслужить лояльность клиентов и хорошую репутацию в городе.
Кризис
Вскоре я встретила инвестора, который предложил вложить свои деньги в мой бизнес, чтобы мы стали полноценной финансовой компанией и открыли МФО. Но тогда вышел закон о запрете инвестиций частными лицами в МФО, а потом еще и произошел экономический кризис (2014 год).
Банки перестали кредитовать клиентов, плохо одобряли кредиты на коммерческую недвижимость, часть из них вообще потеряла лицензию. Сотрудники мои быстро разбежались. У меня остались только те клиенты, которые уже давно сотрудничали с компанией. Однако кредиты — это не то, чем можно было хвалиться в те времена, на мой взгляд.
Тем не менее я все еще оставалась собственником ООО: хочешь не хочешь, нужно платить налоги. Дохода у меня не было. Образовался долг. Я была в депрессии.
О важных переменах
В октябре 2014-го знакомый позвал меня на День рождения к своему другу из Нигерии… в сауну. Такое странное и непонятное предложение меня смутило, я еще никогда не ходила по саунам (и тем более в компании африканских парней!). Но я хорошо знала своего знакомого по бизнесу, поэтому решила рискнуть и пойти.
На этом празднике я и познакомилась со своим будущим мужем Филомену Жеремиаш. Это была любовь с первого взгляда. Жизнь для меня разделилась на до и после.
Фил учился в Тульском государственном университете на компьютерного инженера. Он мне рассказал, что приехал из Анголы, но я и знать не знала, что это за страна.
С первого же дня Фил обещал на мне жениться. Через неделю он приехал знакомиться с мамой. Спустя три года мы расписались в Туле, у нас родился прекрасный сын Энрике Жеремиаш.
Перед нами встал выбор: ехать в Анголу или остаться в России. Потому что в Туле парню из Африки найти хорошую работу было сложно.
Переезд в Анголу
Фил сказал, что мы поедем в Анголу, и сразу предупредил, что это сложная страна, и мне нужно выучить португальский язык, так как там он является официальным. Мне было страшно ехать с годовалым ребенком на руках. Меня очень пугала возможность заразиться малярией, да и в принципе все тропические болезни. И еще я прочитала в интернете много негативной информации про Африку: что там нет света, воды, клиник. Но я решила рискнуть.
У Фила была мечта открыть свой ресторан в Анголе. Я думала, что он шутит, так как ресторан даже в России открыть сложно, а в Африке тем более.
Но у него был план. Мы решили, что он поедет открывать в Анголу бизнес, а потом приедет за нами.
Я понимала, что работать юристом в Анголе у меня не получится, поэтому я пошла на курсы бровиста, а также закончила кулинарные курсы.
Также я начала из России отправлять по почте косметику для ангольских девушек, чтобы по приезду в страну у меня уже был свой бизнес и клиенты. Муж уже на месте помогал развозить косметику заказчикам. В первый месяц я заработала на этом около 30 тысяч рублей.
Через пять месяцев муж прилетел за мной и ребенком, и мы поехали в Анголу. Мама была против отъезда, но я убедила ее, что все будет хорошо.
Я рассчитывала уехать на три месяца – познакомиться с родителями мужа, узнать, подходит мне страна или нет.
У Фила есть брат, и его невеста Эрика предложила мне работать в ее салоне красоты. Через неделю после приезда я уже делала макияж и брови африканским красоткам. Сама процедура сильно отличается от европейской техники, кроме того, многое ангольские девушки видели ее впервые и задавали много вопросов. Я поняла, что рассказать о том, кто такой бровист, мне будет сложно и долго. Поэтому решила найти другую работу, как представится возможность.
Как я стала руководить отделом маркетинга на местной фабрике
Как оказалось, мне писал помощник директора Первой ювелирной фабрики Педра Рубра. На собеседование я пришла с маленьким ребенком – оставить его было не с кем, муж тоже работал целыми днями. Рассказала о своих достижениях в России. Но ангольцам наплевать на все твои предыдущие заслуги – как правило, им важно только то, что ты уже сделал в их стране.
Собеседование было очень простым. Может быть, это было связано с тем, что шеф сразу проникся моей историей. Он принял меня на работу в тот же день. Условия предложили следующие:
- оплата детского сада для ребенка,
- рабочий день с 7:40 утра до 17:00 (ангольцы встают в пять утра, поэтому многие компании открыты уже в семь),
- с 7:40 до 8:30 завтрак за счет компании,
- бесплатный обед на кухне фабрики (60 минут).
Мне такие условия показались шикарными. Как оказалось, в Анголе для работодателей является нормальным оплачивать обед сотрудников.
Через неделю у меня уже был собственный кабинет и должность руководителя отдела маркетинга. Все коллеги говорили только на португальском. Мне нужно было поставить им новые цели и задачи, представить наш новый план работы и завоевать доверие. Было сложно, я думала, что у меня ничего не получится, и меня никто не поймет.
Ангольцы очень терпеливы, и никто из коллег не смеялся, пока я учила язык. Они помогали как могли (рисовали схемы, пытались переводить через онлайн-переводчик). Через полгода я полностью адаптировалась и поняла, что мне действительно несказанно повезло с работой.
Многие ангольцы ищут работу годами. Мне просто повезло оказаться в нужном месте в нужное время. Мне удалось достичь всех целей, которые мне поставило руководство. Я сделала полноценный отдел продаж, мы наладили логистику, доставку по всей Анголе. Сейчас моя задача – улучшить сервис, чтобы он был по качеству похож на российский.
О жизни в Анголе
У меня совершенно обычная жизнь: мы ходим в магазин, едим в кафе или дома, ходим в гости и общаемся с друзьями. Благодаря моей работе я познакомилась с интересными людьми – военными, консулами, певицами, моделями, обычными рабочими со своими интересными историями.
Так мне пришло в голову написать книгу про Анголу, которую я хотела посвятить русским девушкам. Они часто приезжают в эту страну вместе с мужьями-военными после их учебы в России. Многие из них теряют себя в Анголе, они просто сидят дома. Но не все такие. Есть и те, которые не боятся заявить о себе. О таких личностях я и задумала написать книгу.
Вы знаете, Ангола – удивительная страна. Она дает тебе море возможностей, нужно только воспользоваться своим шансом.
Я живу в столице (Луанда), в обычной квартире, у нас есть свет, газ, вода, интернет. Но тем не менее я вижу и людей, у которых до сих пор кнопочный телефон, которые не знают, что такое интернет. Ангола – это противоречивая страна, где граница между бедностью и богатством очень зыбкая.
Кстати, Филу удалось исполнить свою мечту – он открыл уличный бар и бургерную. Поставил там игровую приставку FIFA, барные столики, нанял сотрудников и стал самостоятельно закупать все продукты. Было достаточно сложно запуститься: много бюрократии. Сложность заключалась еще в том, что у ангольцев совершенно другое представление о бургерах и о пиве. Будете в Луанде – обязательно заезжайте! 🙂
Как найти работу в Анголе и стать своим в обществе?
Через год после переезда я полюбила эту страну. Я просто приняла Анголу такой, какая она есть, увидела там возможности для заработка и развития. Я вижу, как раскрывается мой муж как предприниматель, мой сын замечательно чувствует себя в этой стране. У меня появились настоящие друзья. И я абсолютно не жалею о своем решении уехать из России.